Одним из самых популярных на данный момент шоу о предпринимательстве является американское Shark Tank. В нем принимаю участие люди, желающие основать стартап и нуждающиеся во внушительных инвестициях. Благодаря передаче можно узнать массу полезных секретов и лайфхаков для бизнесменов, дизайнеров и прочих заинтересованных. На примере Shark Tank можно легко проследить, как ведут себя разные люди при первых попутках реализовать свою идею. Некоторые начинают с сути проекта, другие же предпочитают переключиться на то, как будет выглядеть дизайн, логотип и прочие атрибуты фирменного стиля. Но важнее сам процесс брендирования.
Пересекается ли бизнес с дизайном и психологией? Безусловно да, и это означает лишь одно - необходимо сразу же понимать, какое воздействие будет оказывать фирменный стиль на потенциального покупателя, каким должен быть бренд, как создавать его репутацию. Об этом и расскажем в нашей статье.
Что мы понимаем под бизнесом? Это полноценная стратегия, призванная продемонстрировать людям то, что они захотят приобрести. Брендинг в этом плане станет инструментом, с помощью которого потенциальный потребитель сможет узнать, какова сама суть вашей идеи, насколько качественной она ощущается и выглядит. Суть бренда сводится к тому, чтобы отобразить суть самого бизнеса.
Даже если мы будем прикладывать массу усилий к тому, чтобы создать свой имидж и выглядеть определенным образом в глазах людей, но в долгосрочной перспективе мы - это то, что о нас говорят другие люди. Большинство людей могут посчитать такую концепцию довольно странной, но если понять, что целью любого бизнеса является не получение прибылей, а решение проблем других людей, то все становится на свои места. Компания, удовлетворяющая потребности клиентов, имеет хороший доход через решение чужих проблем.
В качестве примера можно указать американскую компанию Nike. Сейчас их маркетинг можно назвать практически безупречным, но так было не всегда. Всего лишь в 90-е годы прошлого столетия производитель позиционировался в глазах покупателей, как корпорация, совершенно не заботящаяся о людях, даже эксплуатирующая их труд на своих производствах. Неблагоприятный имидж вынудил Nike пересмотреть приоритеты и провести обширное исследование, посвященное способам демонстрации реального положения дел на предприятиях. Маркетологам пришлось показывать, насколько внимательно производитель относится к своим сотрудникам и условиям их работы. Все старания окупились, сейчас Nike считается компанией, где чрезвычайно высоки стандарты производства и безопасности. Но нужно отметить, что людям не было важно, что рассказывали представители компании, ведь они хотели сами прийти к определенным выводам.
Это означает, что бренд должен создавать себе репутацию, влиять на собственный успех или же смириться с существующим положением дел и пойти ко дну.
Собственный бренд есть у каждого, и стоит думать о нем, как о собственной репутации.
Только грамотно выстроенная стратегия брендинга позволит прийти к желаемым результатам в виде многочисленных клиентов и хороших прибылей. Фирменная символика позволяет действующим и будущим клиентам узнать вас, выделить из числа конкурентов. Но даже если у вас гениальные идеи, а люди не могут вас описать одним предложением, скорее всего, вы не сумели передать свое послание целевой аудитории. И это может самым негативным образом сказаться в долгосрочной перспективе.
Представителям малого бизнеса стоит понимать, что им нужно сильно постараться, чтобы стать известными. Брендинг же является прекрасным способом подойти к конкретным нишам, позволяющим в перспективе запустить о вас слухи. И «сарафанное радио» обеспечит нужный эффект. Но чтобы этот феномен сработал, необходимо нечто, что будет выделять вас из числа конкурентов. Это чрезвычайно сложная задача, поскольку стратегию бренда придется выстраивать вокруг идеи, которая в дальнейшем попадет в головы ваших клиентов.
Поэтому к брендингу нельзя относиться безразлично, особенно на начальных этапах. Владельцы малых предприятий в нашей стране вообще не осознают всех возможностей, которые дает брендинг для укрепления позиций компании и ее дальнейшего расширения.
Даже многие опытные предприниматели уверены, что брендинг компании заключается лишь в создании логотипа. В крайнем случае, разработке фирменного стиля. Но это совершенно не так. Бренд - это целостное представление о том, какова ваша компания или вы сами, как отдельное лицо. А фирменная символика - это всего лишь совокупность дизайнерских элементов, призванных выделить вас из числа конкурентов, сделать бренд узнаваемым.
Логотип чрезвычайно важен, но не он лежит в основе. Это единственный цифровой элемент конкретной торговой марки. Но он является лишь порождением бренда.
Логотип - чрезвычайно важный элемент фирменного стиля и брендинга. Это визуальное средство, благодаря которому потенциальные потребители сразу же узнают компанию, оно сообщает о том, кто перед ними. И первое впечатление о вашем бизнесе и продуктах, которые он предлагает, будет складываться в первые пять секунд при взгляде на логотип. И каким это впечатление будет, зависит исключительно от того посыла, который выдает логотип.
Человеческие реакции довольно легко просчитать и предсказать. Ярким примером тому служит сказка про Золушку. Если бы у девушки на балу были ее простые одежды, то никакого хэппи-энда точно бы не произошло. Причина в том, что бедное платье сразу бы указало на принадлежность будущей принцессы к низшему классу, хотя, по факту Золушка принадлежала небедной семье. Но люди, анализируя ее платье, выступающее в этой ситуации в роли логотипа, сделали бы выводы на основании него.
Все это означает, что сэкономив на логотипе, не следует рассчитывать, что люди будут позиционировать и саму компанию, как успешную. Плохое представление о бизнесе будет складываться на основе каждого мельчайшего элемента. Если логотип содержит плохо читаемый шрифт или выглядит устаревшим, то и на хорошее отношение со стороны людей, не знакомых с самой компанией, рассчитывать просто не приходится.
Использование типовых логотипов не приведет к желаемым результатам, поскольку ваша компания будет выглядеть, как и миллион других, занимающих ту же самую нишу. Чтобы выделиться среди других, необходимо убедить себя и всю команду, что вы делаете работу лучше и качественнее большинства. А разве можно с таким подходом использовать заурядный штампованный логотип?
Создавая логотип, необходимо помнить о ряде важных моментов. К примеру, о том, что фирменный знак будет располагаться на самых разных носителях. Это и официальный сайт, и фирменные документы, и визитки, и униформа сотрудников, и сувенирная продукция, и многое другое.
Если логотип сложный, то и масштабировать его до нужных размеров будет нелегко. Поэтому важно понимать, как будет выглядеть фирменный знак и в сверхбольших размерах, например, на билборде, и в уменьшенной версии, к примеру, для визитки. Смело увеличивайте и уменьшайте на 100-1000%.
Как показывает практика, именно простые минималистичные логотипы будут служить наилучшим образом. Но создать такой фирменный знак действительно сложно. И привлечение дизайнера, работающего без команды маркетологов, не поможет в этом, поскольку специалист сделает макет по своему вкусу, но в брендинге это не поможет никак. Нужно привлекать сразу группу разноплановых экспертов, готовых выполнить ряд задач. И в их числе будет создание «работающего» логотипа.
Вне зависимости от того, кто занимается созданием логотипа, необходимо сохранять готовый макет сразу в нескольких форматах. Первым делом запросите у дизайнера исходный файл, в который можно будет вносить корректировки при необходимости. Также понадобятся файлы PDF, основанные на CMYK - цветовом формате, предназначенном для печати. Они пригодятся в типографии.
Бренд складывается не только на основании визуальной системы, но и множества других факторов. И логотип играет здесь не последнюю роль. Для того, чтобы тот был качественным, не «замыленным» и не «испачканным» для его создания необходимо использовать специальные программы. Сам же фирменный знак стоит создавать в векторном формате. Именно благодаря векторам можно будет масштабировать эмблему до любого размера, не теряя качества.
Векторная система основывается на вычислительной математике, без использования формата растрового изображения. Растровые картинки, например, фотографии, при определенных манипуляциях теряют свою четкость. С векторными же этого не происходит, качество останется на высоком уровне абсолютно в любой ситуации.
Оптимальной программой, использующей векторный формат, для дизайнера можно считать Adobe Illustrator.Его ближайшие конкуренты - это Sketch и Affinity Designer.
Какие вопросы должен задать дизайнер клиенту перед началом работы по изготовлению логотипа?
Каждый дизайнер должен для себя определить перечень вопросов, с которыми он обратиться к заказчику, начиная работу над его логотипом. Но есть и перечень типовых фраз, которые помогут обозначить направление в деятельности:
Опытный дизайнер знает, что каждый цвет особенным образом влияет на психику человека, поэтому наполнение логотипа цветами лучше оставить на самый последний этап. Сначала же следует сосредоточиться на форме фирменного знака. Помогут реализовать задуманное Dribbble и Behance.
Важно понимать, что бизнес-идею нужно продумывать задолго до того, как начнется создание визуальных элементов торговой марки. Когда же этот шаг пройден и начата разработка цифровых элементов, то первым делом следует озаботиться созданием качественного и цепляющего логотипа. Нельзя допускать ситуаций, когда логотип не соответствует основному посылу в деятельности компании. Эмблема сразу должна сообщать целевой аудитории о том, чем занимается организация и что обещает потребителю.
Когда логотип уже готов, его следует размещать в популярных соцсетях, чтобы обозначить присутствие вашего бренда на рынке. Люди будут видеть компанию, запоминать ее логотип, даже не зная еще о том, что вы предлагаете.
Далее можно уже переходить к визитным карточкам и разработке полноценного веб-сайта. Сейчас рынок изобилует недорогими стартовыми платформами. Хорошие основы для интернет-ресурсов есть у Shopify, SquareSpace или WordPress.
Бренд по праву является живой системой, соответственно, работа над ним никогда не может считаться завершенной. И даже после создания бренда владельцу компании и группе маркетологов придется заниматься его продвижением, используя социальные стратегии. Самый простой способ - создать собственный аккаунты в популярных в своем регионе и у своей целевой аудитории соцсетях. Это даст возможность сообщать о себе в блогах вашей ниши. И перспективы здесь поистине безграничны.
Тысячи компаний конкурируют с вами за внимание потребителей, поэтому придется изрядно потрудиться, чтобы суметь выделиться. Создание уникального и ценного контента поможет обозначить себя, как специалиста. Благодаря этому люди смогут больше узнавать о вас, вашей марке и деятельности. Такая стратегия непременно приведет к успеху, в том числе и финансовому.